четверг, 12 марта 2015 г.

Работает, но не платит

12 марта Сбербанк объявил о покупке компании Platius, предлагающей мобильный сервис оплаты счетов в ресторанах и торговых сетях. Банк ставит перед своим новым приобретением весьма амбициозные задачи. Банки.ру протестировал сервис, чтобы разобраться, чем Platius хорош уже сейчас, а над чем еще предстоит поработать.

Старший вице-президент Сбербанка по цифровому бизнесу Виктор Орловский рассказал на пресс-конференции 12 марта, что возглавляемая им дирекция развития цифрового бизнеса придерживается принципа выпуска MVP (от англ. minimum viable product, "минимальный жизнеспособный продукт") в течение трех месяцев от появления идеи. А дальше уже дорабатывает продукт, откликаясь на пожелания клиентов. Таким MVP стал приобретенный Сбербанком сервис Platius. По словам первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса, сделка по покупке акций компании была закрыта еще в начале года, сейчас же появился продукт, готовый к выходу на рынок.

Platius задуман как сервис, объединяющий средство мобильного чек-аута и программы лояльности всех компаний-партнеров. Это не первый сервис мобильного чек-аута в России. Портал Банки.ру писал о Check-n-Pay и SEQR, но сильной стороной Platius являются именно скидки и акции. Один сервис убивает двух зайцев разом: позволяет оплачивать покупки и счета, оставив банковские карты дома, и заодно обеспечивает получение всевозможных скидок, опять-таки избавляя от необходимости таскать с собой пачку скидочных карт.

Для клиента все устроено просто: он либо устанавливает мобильное приложение, которое пока существует лишь для iOS, либо вообще обходится веб-версией. Зарегистрировавшись в системе и привязав к учетной записи банковскую карту, клиент может посмотреть ближайшие к нему рестораны, являющиеся партнерами Platius. На данный момент их, по утверждению сооснователя компании Давида Яна, насчитывается более 900. То есть выбор есть. Один из крупнейших партнеров сервиса - сеть кофеен "Кофе Хауз".

Клиент, придя в одно из таких кафе, поев и получив счет, находит на нем специальный промокод или штрихкод. Клиент вводит этот код (или сканирует штрихкод смартфоном) в приложении либо на сайте и видит на экране счет, где, помимо списка блюд, цен и итоговой суммы, отражается количество бонусных баллов, которые он получит после оплаты счета. Если в этом заведении посетитель уже успел заработать бонусные баллы, на экране счета можно включить частичную оплату этими баллами. Также можно выбрать, как платить - какой-то из привязанных карт либо наличными. На кассовое устройство ресторана придет оповещение об оплате счета бонусами или картой.

В случае фастфуда или магазина сценарий несколько иной. Перед оплатой клиент сообщает кассиру или продавцу о своем желании платить через Platius и генерирует с помощью приложения или веб-сайта платежный код. Кассир вводит этот код в свою кассовую систему, и Platius списывает нужную сумму с платежной карты, или просто уменьшает сумму чека на число накопленных бонусных рублей, если клиент платит наличными.

Это то, что работает в Platius уже сейчас. В ближайшей перспективе компания планирует расширить функциональность сервиса. Так, в нем появятся меню ресторанов и фастфудов с возможностью предварительного заказа. Это позволит заранее, еще до прихода в заведение, указать, что и когда вы хотите съесть, и сразу же оплатить будущую покупку. Такое новшество обещает более чем значительную экономию времени как для клиента, так и для ресторана.

Сами рестораны смогут заманивать клиентов таргетированными предложениями. К примеру, если вы регулярно заказываете в кафе завтрак, как-нибудь утром Platius покажет вам специальное предложение от кафе - ваш любимый завтрак со скидкой, который вы можете заказать и оплатить практически в один клик.

Зарабатывает Platius исключительно за счет торговой организации: берет с заведения абонентскую плату плюс накидывает свой процент за эквайринг. При этом комиссия платежной системы при оплате через Platius получается выше, чем при прямой оплате с карты, поскольку это считается CNP-трансакцией (то есть оплатой без предъявления карты, по Интернету). Но это должно перевешиваться маркетинговыми возможностями Platius - уже то, что он позволяет кафе или магазину вознаграждать клиента за лояльность, не напрягая его скидочной картой, которую человек будет вынужден носить с собой, является немалым преимуществом сервиса.

Уверенность Сбербанка в успехе проекта основывается в том числе и на внушительной клиентской базе - в системе уже зарегистрировано около 2 млн клиентов, а к 2019 году компания надеется увеличить это число в десять раз. На самом деле Platius не является подающим надежды стартапом. Под новым брендом кроется сервис лояльности iiko.net, работающий уже более четырех лет и сумевший добиться определенных успехов. По сути, в сотрудничестве со Сбербанком iiko.net просто обзавелся платежной функциональностью и получил инвестиции на дальнейшее развитие.

Вдохновленные увлекательной презентацией нового сервиса, мы решили повторить путь нового пользователя Platius. Установить приложение и привязать к нему карту оказалось проще простого, а вот разобраться без инструкции в промокодах и штрихкодах оказалось не так легко. Официант в "Кофе Хауз" не смог ничем помочь - Platius он явно видел в первый раз. Однако на счете обнаружился промокод, который после ввода в соответствующее поле приложения явил нам искомый чек.

Бонусных рублей на счете не было, но вот отсутствие возможности оплатить счет в приложении весьма удивило - суровая красная надпись о том, что оплата картой в данном заведении не поддерживается, была неожиданностью и для официанта. Оплата картой через POS-терминал в этом кафе работала нормально. Видимо, просто взаимодействие "Кофе Хауз" с платежной частью Platius пока не налажено, как следует. Поэтому мы просто оплатили заказ наличными и вскоре получили СМС-сообщение о зачислении бонусных баллов и присвоении первого уровня скидки. Получается, платить Platius пока толком не научился, а вот функции, унаследованные от iiko.net, работают как надо.

Несмотря на нашу относительную неудачу и общую недоработанность сервиса, его замысел выглядит весьма перспективно. Сбербанк не склонен бросать деньги на ветер. Скорее всего, проект будет доведен до намеченного уровня функциональности и получит необходимое продвижение на рынке. Любой разумный человек будет только рад, если ему не придется лишний раз доставать из бумажника платежные карты, а накопившиеся карты лояльности можно будет просто отправить в урну.

Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru
УБРиР вернул клиентам 60 млн рублей УБРиР расширил кредитный портфель MidUral Group до 20 млн долларов Banca de Economii А.О. (Молдова) начал работать с Платежной системой BLIZKO Связь-Банка Доллар и евро потеряли на пятничных торгах более чем по два рубля МЕТКОМБАНК приглашает на «День народного единства» в районе Академический Банк Москвы профинансировал компанию «Спецстройсервис» ВТБ24 приобрел статус публичного общества Абсолют Банк выдал кредит компании «Славнефть» Инвестиционный Республиканский Банк изменил условия и ставки по ряду вкладов ВТБ24 поддержит научные исследования в Высшей школе экономики

Комментариев нет:

Отправить комментарий